CMR в грузоперевозках: что это такое и как заполняется бланк

Дата
17 октября 2023 г.

Правовые основания необходимости заполнения CMR

Стремясь упорядочить международные перевозки и создать единые правила пересечения границ, в 1959 году, а затем в 1975 г. в Женеве была подписана Конвенция дорожной перевозки грузов (КДПГ). 

Кроме требований к таможенному оформлению экспортно-импортных операций и транзита, государства члены КДПГ, приняли обязательства соблюдать единообразие сопроводительных документов и правила их заполнения. 

Согласно подписанных соглашений, товарно-транспортная накладная CMR должна входить в пакет формуляров сопровождающих груз при автоперевозках. 

Когда необходимо оформлять CMR и функции накладной

CMR-накладная оформляется в следующих случаях:

  • если перевозка международная;
  • при доставке товара автомобильным транспортным средством;
  • перевозка является коммерческой (за определённую оплату);
  • пункт отправления и пункт назначения расположены на территории государств членов КДПГ.

Требования наличия CMR не распространяются на почтовые перевозки и перевозки личных вещей граждан.

Накладная выполняет три основные функции:

  • информационную – содержит сведения об участниках контракта, грузе, маршруте и транспортном средстве;
  • учётную – фиксирует заявленное количество и вид товара;
  • страховую – описывает происшествия по пути следования, которые могут привести к порче или уничтожению товара.

CMR является бланком строгой отчётности, имеет уникальный номер и заполняется согласно установленным правилам. 

CMR накладная, как правильно заполнять? 

Форма международной транспортной накладной утверждена КДПГ. В России правила оформления международной товарно-транспортной накладной регламентированы письмом ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006.

Согласно нормативных требований, CMR состоит из не менее 6 страниц, формата А4 и оформляется не менее 4-х экземпляров: для отправителя груза, для каждого из перевозчиков, для получателя и для расчётов.

Разделы с 1 по 15, а также 21 и 22 заполняет отправитель (поставщик) товара.

В соответствующих графах указывается:

  • полные наименования грузоотправителя и грузополучателя с указанием реквизитов;
  • адреса мест погрузки и разгрузки, с указанием соответствующего времени;
  • список сопроводительных документов: счета-фактуры, спецификации, сертификаты и т.п.;
  • информация о грузе: наименование товара с указанием кода ТН ВЭД, количество (объём), класс опасности, вид упаковки и т.п.;
  • заявленная стоимость товара;
  • информация о маршруте и таможенных постах, через которые будет транспортироваться груз; 
  • сведения о контейнере, полуприцепе или танке, и месте возврата, в случае, если это оборотная тара;
  • условия передачи ответственности и оплаты согласно INCOTERMS 2020.

Разделы с 6 по 19, 23 и с 25 по 29 – заполняет транспортная компания (перевозчик)

В соответствующих графах указывается:

  • наименование, реквизиты и печать транспортной компании (ТК);
  • описание груза: наименование, упаковка/фасовка, внешний вид и т.п.; 
  • при перегрузках, указываются данные второго, третьего и последующих перевозчиков с их печатями
  • тарифная информация;
  • данные о водителе, его личной подписью;
  • данные об автомобиле;
  • при наличии, замечания, касающиеся груза;
  • расчёт стоимости доставки.

Графу 24 заполняет получатель. Указывая дату и времени прибытия товара и убытия разгруженного автомобиля. Сведения заверяются подписью ответственного сотрудника и печатью компании-грузополучателя.

Графа 18 предусмотрена для особых отметок о состоянии тары или описания ситуации, которая привела к порче или утрате товара.

Заполнение бланков требует знаний и педантичности. Недопустимы ошибки как в информации, так и её размещении в разделах и графах.

Споры и пути их разрешения

Наряду с CMR, в комплект документов входит страховой полис на случай чрезвычайной ситуации в результате которой может быть повреждён или утрачен груз, транспортное средство или пострадал водитель и другие участники дорожного движения.

CMR содержит исчерпывающую информацию для оценки ущерба, а своевременно и правильно заполненная графа 18 позволит идентифицировать причину чрезвычайного происшествия.

Также, в случае судебного разбирательства данные накладной помогут в выявлении обстоятельств и определении виновных.

Международные электронные накладные e-CMR

В 2008 году ряд государств-членов КДПГ, выступили с инициативой внедрения электронных накладных e-CMR. По мнению экспертов, уровень оснащения транспортных компаний и таможенных пунктов перехода позволял уйти от бумажных накладных, а всю информацию передавать заинтересованным сторонам в режиме онлайн. На сегодняшний день переход на e-CMR ратифицировали 34 страны.

Важно! Данное решение не отменяет оборот бумажных документов. 

В России, перевод сопроводительных документов при автомобильных перевозках в электронный формат связан с внедрением государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Сегодня виртуальные накладные активно применяются между РФ и Беларусью, транспортные компании, таможенные органы, а также другие заинтересованные лица фиксируют проблемы, с целью сделать процессы максимально прозрачными, эффективными и интегрированными в существующие автоматизированные системы управления и учёта, такие как 1С. 

Заключение

Среди товаросопроводительных документов при автомобильных перевозках CMR-накладная содержит максимально полную информацию об участниках сделки и грузе.

От правильности заполнения документа зависит не только безошибочный учёт, но и возможность возместить ущерб в случае чрезвычайной ситуации.

Чтобы не допустит ошибок, необходимо регулярно повышать квалификацию ответственных должностных лиц или обращаться за помощью к специалистам.

Интересные статьи