Стремясь упорядочить международные перевозки и создать единые правила пересечения границ, в 1959 году, а затем в 1975 г. в Женеве была подписана Конвенция дорожной перевозки грузов (КДПГ).
Кроме требований к таможенному оформлению экспортно-импортных операций и транзита, государства члены КДПГ, приняли обязательства соблюдать единообразие сопроводительных документов и правила их заполнения.
Согласно подписанных соглашений, товарно-транспортная накладная CMR должна входить в пакет формуляров сопровождающих груз при автоперевозках.
CMR-накладная оформляется в следующих случаях:
Требования наличия CMR не распространяются на почтовые перевозки и перевозки личных вещей граждан.
Накладная выполняет три основные функции:
CMR является бланком строгой отчётности, имеет уникальный номер и заполняется согласно установленным правилам.
Форма международной транспортной накладной утверждена КДПГ. В России правила оформления международной товарно-транспортной накладной регламентированы письмом ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006.
Согласно нормативных требований, CMR состоит из не менее 6 страниц, формата А4 и оформляется не менее 4-х экземпляров: для отправителя груза, для каждого из перевозчиков, для получателя и для расчётов.
Разделы с 1 по 15, а также 21 и 22 заполняет отправитель (поставщик) товара.
В соответствующих графах указывается:
Разделы с 6 по 19, 23 и с 25 по 29 – заполняет транспортная компания (перевозчик)
В соответствующих графах указывается:
Графу 24 заполняет получатель. Указывая дату и времени прибытия товара и убытия разгруженного автомобиля. Сведения заверяются подписью ответственного сотрудника и печатью компании-грузополучателя.
Графа 18 предусмотрена для особых отметок о состоянии тары или описания ситуации, которая привела к порче или утрате товара.
Заполнение бланков требует знаний и педантичности. Недопустимы ошибки как в информации, так и её размещении в разделах и графах.
Наряду с CMR, в комплект документов входит страховой полис на случай чрезвычайной ситуации в результате которой может быть повреждён или утрачен груз, транспортное средство или пострадал водитель и другие участники дорожного движения.
CMR содержит исчерпывающую информацию для оценки ущерба, а своевременно и правильно заполненная графа 18 позволит идентифицировать причину чрезвычайного происшествия.
Также, в случае судебного разбирательства данные накладной помогут в выявлении обстоятельств и определении виновных.
В 2008 году ряд государств-членов КДПГ, выступили с инициативой внедрения электронных накладных e-CMR. По мнению экспертов, уровень оснащения транспортных компаний и таможенных пунктов перехода позволял уйти от бумажных накладных, а всю информацию передавать заинтересованным сторонам в режиме онлайн. На сегодняшний день переход на e-CMR ратифицировали 34 страны.
Важно! Данное решение не отменяет оборот бумажных документов.
В России, перевод сопроводительных документов при автомобильных перевозках в электронный формат связан с внедрением государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Сегодня виртуальные накладные активно применяются между РФ и Беларусью, транспортные компании, таможенные органы, а также другие заинтересованные лица фиксируют проблемы, с целью сделать процессы максимально прозрачными, эффективными и интегрированными в существующие автоматизированные системы управления и учёта, такие как 1С.
Среди товаросопроводительных документов при автомобильных перевозках CMR-накладная содержит максимально полную информацию об участниках сделки и грузе.
От правильности заполнения документа зависит не только безошибочный учёт, но и возможность возместить ущерб в случае чрезвычайной ситуации.
Чтобы не допустит ошибок, необходимо регулярно повышать квалификацию ответственных должностных лиц или обращаться за помощью к специалистам.