Возведение инфраструктурных объектов, строительство автомагистралей, проведение геолого-разведочных работ, доставка к месту монтажа технологического оборудования – перечисленные мероприятия связаны с необходимость классификации и перевозки негабаритных грузов.
Напомним. Груз считается негабаритным, если его размеры и вес превышают следующие показатели:
При свисании по длине более чем на 2 м. за кузов ТС и/или выступе по ширине за боковые габаритные огни на 0,4 м.– груз должен обозначаться специальными опознавательными знаками.
Классификация крупногабаритных грузов по сходным признакам
Для своевременной и безопасной доставки до места назначения, применяют классификацию негабаритного оборудования и спецтехники. Такой подход позволяет правильно подобрать ТС, маршрут движения, организовать погрузку, применить грузозахватные приспособления и способ крепления.
Классификационные признаки
Классификация ведётся по доминирующему признаку или по совокупности факторов. При этом, в каждом случае необходимо оформлять разрешение и решать комплекс организационно-технических задач.
Габаритные размеры играют решающую роль при организации перевозки. Даже если один из параметров превышает установленные нормы, приходится применять специальное ТС, подбирать маршрут и время перевозки. При этом, необходимо учесть высоту эстакад, ЛЭП и надземной трубопроводной инфраструктуры, ширину улиц населённых пунктов, а также углы поворота дорог.
Например, при погрузке слишком длинных или высоких объектов приходится решать проблему с грузоподъёмными оборудованием, когда недостаточно высоты мостового или вылета стрелы автокрана, или длина строп не позволяет захватить груз, удерживая его в равновесии. В таком случае, для установки на прицеп (лафет) приходится применять несколько грузоподъёмных механизмов и/или вносить в изделие дополнительные детали для надёжной строповки.
Также, создать проблему при погрузо-разгрузочных работах и транспортировке могут конструкции сложной геометрической формы со смещённым центром тяжести. Если нет возможности разделить объект на несколько частей, применяют противовесы.
К длинным или высоким негабаритным объектам можно отнести мечты ветрогенераторов, пролёты металлоконструкций зданий, технологическое оборудование для предприятий нефтехимии или металлургии.
От веса груза зависят характеристики ТС, грузоподъёмных и грузозахватных механизмов, и приспособлений, а также маршрут движения, с учётом мостовых переходов и понтонных переправ через водные преграды.
Так, при погрузке особо тяжёлых объектов, например, трансформаторов или реакторов для АЭС одновременно используют несколько кранов и спаренные стропы. При этом, в конструкции груза должны быть предусмотрены соответствующие зацепные элементы (петли или крюки).
Задача упрощается, если к тяжеловесным, относятся самоходные машины и механизмы, например, бульдозеры, экскаваторы. Они сами заезжают на лафет. При этом, актуальной остаётся проблема крепления, а также выбор маршрута, если предстоит перевозка в гористой или по пересечённой местности.
Снизить вес объекта можно, разделив его на части, если это предусмотрено конструкцией.
Перевозка негабарита с особыми характеристиками является наиболее сложной задачей, т.к. подразумевает использование нестандартных решений для погрузо-разгрузочных работ, и крепления на ТС.
Например. При перевозке больших стёкол или керамических элементов для электростанций, потребуется обустройство мягких прокладок и ремней для фиксации. А при креплении турбин парогенераторов, необходимо создание специальных лафетов, чтобы на повредить лопатки рабочих колёс.
При транспортировке танков с технологическими жидкостями или газами необходимо предусмотреть дополнительные меры безопасности, чтобы в случае ЧП, не пострадали другие участники дорожного движения или жители населённых пунктов, по пути следования.
Иногда организация доставки крупногабаритных грузов с особыми характеристиками требует разработки и изготовления дополнительных специальных приспособлений.
Отраслевое дифференцирование позволяет стандартизировать и упростить подготовку к перевозке и оформление разрешительных документов. К отраслевым признакам относится сфера эксплуатации:
В зависимости от отрасли, применяются идентичные ТС, оборудование, приспособления и приёмы.
Например. Буровые вышки или фермы пролётов быстровозводимых зданий требуют применения сходных по конструкции грузоподъёмных механизмов и строп. Также, идентичными методами фиксируются на лафетах строительная и сельскохозяйственная техника. Оборудование для промышленных предприятий аналогичных отраслей подразумевает применение аналогичных установочных элементов и методов.
При формировании автопарка для перевозки негабаритных грузов учитывают отраслевую спецификацию.
В зависимости от особенностей ландшафта, по которому пролегает маршрут, необходимо применять дополнительные способы фиксации.
Например. Для перевозки по равнинной местности не потребуется дополнительных мер безопасности. При доставке по пересечённой местности с водными преградами необходимо учитывать уклоны дороги и грузоподъёмность мостовых переходов пантонных и паромных переправ. Если предстоит преодолеть горный серпантин и/или перевал, подготовка к перевозке потребует учёта следующие факторы:
В случае критических рисков ЧС, вероятно придётся искать альтернативные маршруты перевозки негабаритных грузов.
При подготовке к перевозке крупногабаритного груза классификация помогает решить комплексные задачи и избежать чрезвычайных ситуаций во время движения.