Классификация негабаритных грузов

Дата
16 сентября 2023 г.

Возведение инфраструктурных объектов, строительство автомагистралей, проведение геолого-разведочных работ, доставка к месту монтажа технологического оборудования – перечисленные мероприятия связаны с необходимость классификации и перевозки негабаритных грузов.

Напомним. Груз считается негабаритным, если его размеры и вес превышают следующие показатели:

  • высота установленного на лафет (в кузов) объекта превышает 4 м. от уровня дороги;
  • ширина превышает 2,55 м.;
  • длина превышает 20 м.;
  • а совокупная нагрузка на одну ось транспортного средства (ТС) превышает 7 т. или 40 т. на дорожное полотно.

При свисании по длине более чем на 2 м. за кузов ТС и/или выступе по ширине за боковые габаритные огни на 0,4 м.– груз должен обозначаться специальными опознавательными знаками.

Классификация крупногабаритных грузов по сходным признакам

Для своевременной и безопасной доставки до места назначения, применяют классификацию негабаритного оборудования и спецтехники. Такой подход позволяет правильно подобрать ТС, маршрут движения, организовать погрузку, применить грузозахватные приспособления и способ крепления.

Классификационные признаки

  • Размер
    • Длинные
    • Широкие
    • Высокие
    • Сложной геометрической формы
  • Вес
    • Тяжёлые
    • Особо тяжёлые
  • Характеристики
    • Хрупкие
    • Жидкие
    • Сложносоставные
  • Отрасль
    • Промышленное оборудование
    • Геологоразведка
    • Строительные конструкции
    • Дорожная и сельскохозяйственная техника
  • Регион перевозки
    • Равнинный ландшафт. Легко доставляемые.
    • Пересечённая местность с водными преградами. Доставляемые с применением дополнительных мер
    • Горный ландшафт. Труднодоставляемые

Классификация ведётся по доминирующему признаку или по совокупности факторов. При этом, в каждом случае необходимо оформлять разрешение и решать комплекс организационно-технических задач.

Размер

Габаритные размеры играют решающую роль при организации перевозки. Даже если один из параметров превышает установленные нормы, приходится применять специальное ТС, подбирать маршрут и время перевозки. При этом, необходимо учесть высоту эстакад, ЛЭП и надземной трубопроводной инфраструктуры, ширину улиц населённых пунктов, а также углы поворота дорог.

Например, при погрузке слишком длинных или высоких объектов приходится решать проблему с грузоподъёмными оборудованием, когда недостаточно высоты мостового или вылета стрелы автокрана, или длина строп не позволяет захватить груз, удерживая его в равновесии. В таком случае, для установки на прицеп (лафет) приходится применять несколько грузоподъёмных механизмов и/или вносить в изделие дополнительные детали для надёжной строповки.

Также, создать проблему при погрузо-разгрузочных работах и транспортировке могут конструкции сложной геометрической формы со смещённым центром тяжести. Если нет возможности разделить объект на несколько частей, применяют противовесы.

К длинным или высоким негабаритным объектам можно отнести мечты ветрогенераторов, пролёты металлоконструкций зданий, технологическое оборудование для предприятий нефтехимии или металлургии.

Тяжеловесные грузы

От веса груза зависят характеристики ТС, грузоподъёмных и грузозахватных механизмов, и приспособлений, а также маршрут движения, с учётом мостовых переходов и понтонных переправ через водные преграды.

Так, при погрузке особо тяжёлых объектов, например, трансформаторов или реакторов для АЭС одновременно используют несколько кранов и спаренные стропы. При этом, в конструкции груза должны быть предусмотрены соответствующие зацепные элементы (петли или крюки).

Задача упрощается, если к тяжеловесным, относятся самоходные машины и механизмы, например, бульдозеры, экскаваторы. Они сами заезжают на лафет. При этом, актуальной остаётся проблема крепления, а также выбор маршрута, если предстоит перевозка в гористой или по пересечённой местности.

Снизить вес объекта можно, разделив его на части, если это предусмотрено конструкцией.

Характеристики

Перевозка негабарита с особыми характеристиками является наиболее сложной задачей, т.к. подразумевает использование нестандартных решений для погрузо-разгрузочных работ, и крепления на ТС.

Например. При перевозке больших стёкол или керамических элементов для электростанций, потребуется обустройство мягких прокладок и ремней для фиксации. А при креплении турбин парогенераторов, необходимо создание специальных лафетов, чтобы на повредить лопатки рабочих колёс.

При транспортировке танков с технологическими жидкостями или газами необходимо предусмотреть дополнительные меры безопасности, чтобы в случае ЧП, не пострадали другие участники дорожного движения или жители населённых пунктов, по пути следования.

Иногда организация доставки крупногабаритных грузов с особыми характеристиками требует разработки и изготовления дополнительных специальных приспособлений.

Отраслевая классификация негабаритных грузов

Отраслевое дифференцирование позволяет стандартизировать и упростить подготовку к перевозке и оформление разрешительных документов. К отраслевым признакам относится сфера эксплуатации:

  • геологоразведка;
  • капитальное строительство;
  • нефтехимическая промышленность;
  • сельское хозяйство и др.

В зависимости от отрасли, применяются идентичные ТС, оборудование, приспособления и приёмы.

Например. Буровые вышки или фермы пролётов быстровозводимых зданий требуют применения сходных по конструкции грузоподъёмных механизмов и строп. Также, идентичными методами фиксируются на лафетах строительная  и сельскохозяйственная техника. Оборудование для промышленных предприятий аналогичных отраслей подразумевает применение аналогичных установочных элементов и методов.

При формировании автопарка для перевозки негабаритных грузов учитывают отраслевую спецификацию.

Классификация негабаритных грузов в зависимости от географических особенностей маршрута

В зависимости от особенностей ландшафта, по которому пролегает маршрут, необходимо применять дополнительные способы фиксации.

Например. Для перевозки по равнинной местности не потребуется дополнительных мер безопасности. При доставке по пересечённой местности с водными преградами необходимо учитывать уклоны дороги и грузоподъёмность мостовых переходов пантонных и паромных переправ. Если предстоит преодолеть горный серпантин и/или перевал, подготовка к перевозке потребует учёта следующие факторы:

  • радиус поворота дорог;
  • влияние центра тяжести на устойчивость при подъёме и спуске;
  • состояние дорожного полотна при частом изменении погоды;
  • другие факторы риска.

В случае критических рисков ЧС, вероятно придётся искать альтернативные маршруты перевозки негабаритных грузов.

При подготовке к перевозке крупногабаритного груза классификация помогает решить комплексные задачи и избежать чрезвычайных ситуаций во время движения.

Интересные статьи