Соблюдение всех норм в области перевозки грузов - дело само по себе крайне важное. Допущенная ошибка может повредить или безвозвратно испортить товар и, конечно, принудить стороны к ненужным проволочкам и тратам.
Что и говорить о грузах, которые принято называть опасными - то есть теми, которые могут угрожать жизни и здоровью людей при неправильном обращении с ними. Например, при несоблюдении условий хранения, погрузки или упаковки. Тем не менее, в эту группу входят многие вещи, без которых мы не представляем своих повседневных дел. Опасным грузом, например, считается газ, которым многие россияне пользуются на кухнях. В эту же категорию входит кислород, который может спасти жизнь при ИВЛ, а еще - лаки и краски, необходимые нам во время ремонта.
ри этом все они относятся к разным классам опасности и требуют разного подхода к транспортировке. Получается, что бдительным надо быть уже на этапе маркировки. Ведь ошибка на этом этапе, хотя и кажется незначительной, может привести к трагическим последствиям. В этой статье мы подробно поговорим о том, какие бывают классы опасности, чем такие грузы отличаются друг от друга и какой маркировки они требуют.
Всего сегодня известны 9 классов опасности грузов. У каждого из них - своя специфика. Давайте рассмотрим каждый из классов более пристально.
Сюда включают все вещества, которые могут взорваться, если что-то пойдет не так. При этом речь идет как об изделиях, риск детонации которых практически равен нулю (но все-таки существует), так и о наименованиях, которые могут взорваться буквально при малейшем отступлении от предписаний по хранению или транспортировке.
Примеры грузов этого класса:
Сюда относят всю газообразную продукцию. Дополнительно класс делят еще на 3 категории - легковоспламеняющиеся, токсичные и нетоксичное, и невоспламеняющееся. Несмотря на то, что класс можно расценить как весьма обобщенный, это не совсем так. Даже воздух в сжатом состоянии может быть небезопасен. Если вы когда-нибудь чистили разъемы своих гаджетов или клавиатуру ПК, то наверняка знакомы с тем, насколько сильный напор у баллона со сжатым воздухом. Если единственная единица товара может нанести повреждения, то что если разом наружу вырвется целая цистерна?
Примеры грузов этого класса:
Здесь можно встретить жидкие грузы, которые могут загореться при определенных условиях – например, при температуре вспышки от 60 градусов и выше.
Примеры грузов этого класса:
Здесь наименование, по сути, говорит само за себя. Только помимо веществ, которые могут загореться без посторонней помощи, в эту группу входят и грузы, которые загораются крайне легко. Например, все мы в рамках школьного курса химии видели эксперименты с горением магния или фосфора. Примерно такой же реакцией грешат и остальные “соседи” этих веществ по категории.
Примеры грузов этого класса:
Часто речь идет не об опасности самих веществ как таковых, а о возможных последствиях одной из их реакций - окисления. В частности, окисляясь, эти товары выделяют газ. А вот он как раз и может загореться и принести немало неприятностей, если не трагедию. Также, в этот класс входят перекиси, которые весьма восприимчивы к трению и ударам. Из-за физического воздействия на них перекиси могут загореться или взорваться.
Примеры грузов этого класса:
Именно к этому классу относят грузы, маркируемые широко известным “биохазардом”. В частности, такая наклейка говорит о том, что внутри находятся патогенные микроорганизмы. Помимо этого, в 6 класс опасности грузов включают и токсические вещества - те, которые способны вызвать смерть или серьезные проблемы со здоровьем при попадании на кожу, проглатывании или другом виде контакта.
Примеры грузов этого класса:
Еще один довольно простой для интуитивного понимания класс. В эту группу входит все, что излучает радиацию. В этом классе мы не будем приводить конкретных примеров, потому что при определенных условиях радиоактивным может оказаться практически что угодно.
В число коррозионных входят те вещества, которые в результате химвоздействия могут буквально разъесть ткани тела или другие материалы. Стоит вспомнить широко известную серную кислоту. Ее поведение вне тары очень хорошо иллюстрирует причины, по которым вещества причисляют к коррозионным.
Примеры грузов этого класса:
В некотором смысле, все грузы этого класса попали сюда по остаточному принципу - их просто не смогли причислить ни к одному из предыдущих 8-ми. Но вместе с тем очевидно, что перевозка на общих условиях им не подходит.
Примеры грузов этого класса:
режде всего стоит поговорить о физико-химических свойствах тех грузов, которые признаны опасными. Важных для организации грузоперевозок из них всего 4.
Ряд грузов в определенных условиях может просто взорваться. А значит - не только самоуничтожиться и принести убытки, но и повредить все вокруг себя. Например, покорежить или поджечь другой товар, деформировать транспорт, в котором он перемещался, а самое главное - пострадать могут и люди.
В этом случае имеется в виду негативное влияние, которое может последовать за прямым контактом с токсичным грузом. Например, он может повредить кожу, если попадет на нее. Или окажется ядовитым, если его проглотить или вдохнуть.
Об этой характеристике мы уже упоминали выше. Все дело в том, что некоторые вещества при окислении могут выделять газ. И если само вещество как будто бы выглядит безобидным, то получившийся газ вполне может стать причиной крупного взрыва - если его накопится достаточно.
От того, как и насколько сильно одно вещество взаимодействует с другим, напрямую зависит то, как именно нужно их перевозить. Например, склонные к самовозгоранию или взрывоопасные вещества не стоит грузить в один вагон с баллонами кислорода. В случае ЧП газ только ускорит и усилит пожар.
Немаловажный фактор - влияние опасного груза на окружающую среду и здоровье человека. Скажем, все мы читали или видели новости об очередном разливе нефти в крупных водоемах. Подобные события всегда трагичны, потому что из-за контакта с нефтепродуктами серьезно страдает и погибает огромное количество птиц, обитателей водоема и животных.
Не менее страшные картинки порой приходится наблюдать, когда речь идет про взрыв бытового газа. Конечно, в транспорте, который перевозит цистерну с метаном, нет десятка этажей и людей гораздо меньше, но несколько человеческих жизней взрыв может унести и здесь.
Важно помнить и о том, что при неверной маркировке таких грузов могут пострадать люди, которые просто не знали, что именно находится в упаковке. Если снаружи нет никаких предупреждающих знаков, риск фатального контакта, скажем, с токсичным или радиоактивным продуктом крайне велик. А последствия такого “близкого знакомства” не всегда удается исправить полностью. Получается, что ваше стремление побыстрее отправить груз или нежелание тратиться на партию специальных наклеек вкупе с верой в то, что перевозчик все запомнит на словах, может стоить кому-то жизни или навсегда оставить человека инвалидом.
Нетрудно понять, что речь идет не о нюансах законодательства какой бы то ни было страны, а о постулатах фундаментальной науки. Химической реакции все равно, находятся сейчас вещества на юридической территории России или транспорт едет по дорогам Франции. Поэтому и маркировки таких грузов имеют международный характер. Таких систем несколько. Например, СГС или GHS (Globally Harmonized System).
В рамках этой системы все опасные грузы делятся по двум классификациям - по физической опасности и опасности для человеческого здоровья. В первой, например, выделяют такие категории как “воспламеняющиеся аэрозоли”, “саморазлагающиеся вещества и смеси”, “окисляющие газы”. Во второй можно встретить подкласс “репродуктивная токсичность”, “канцерогенность”, “серьезное повреждение или раздражение глаз”.
Важное требование - разместить на грузе специальную пиктограмму об опасности. Всего их 9 и все они изображены в виде контурного ромба, внутри которого изображен тот или иной рисунок. Также проставляются Н- и Р-фразы - шифровки, которые информируют о кратких характеристиках опасности и необходимых мерах предосторожности. Кроме того, в некоторых случаях дополнительно используются сигнальные слова. Для самых высоких степеней это “Danger” (“Опасно”), для классов пониже - “Warning” (“Осторожно”).
Сегодня в России отвечает за классификацию опасных грузов ГОСТ 19433-88. Всю необходимую маркировку должна иметь каждая грузовая единица. А если в контейнере находится несколько разных грузов - на нем должна быть маркировка в соответствии с каждым из них.
Информационные таблички, в которых прописаны номер ООН и код экстренных мер (КЭМ), должны быть оранжевыми с черной каймой и обязательно светоотражающими. Если нужно вписать оба шифра, добавляется черная черта посередине. ООН пишется сверху, КЭМ - снизу.
Все знаки опасности должны быть ромбовидными. Их нужно устанавливать на оба бока и заднюю часть транспорта, а также на все бока и торцы контейнера.
Нередко людям кажется, что маркировка - это только вопрос удобства. Однако на примере опасных грузов мы видим, что неверно нанесенные данные могут привести к гибели или травмам. Поэтому мы призываем вас не только не нарушать существующих правил - особенно при работе с опасными грузами -, но и помогать разобраться в вопросе классификации и маркировки опасных грузов всем, кто имеет к этому отношение. Например, отправителям, перевозчикам или своим сотрудникам. Помимо прочего, это станет ярким показателем вашего ответственного отношения к своему делу.