Правила перевозки насыпных грузов автотранспортом: безопасность и эффективность

Дата
17 ноября 2023 г.

Правила перевозки насыпных грузов по дорогам - это безопасность транспортировки важнейших для промышленности веществ. К сыпучим грузам, не имеющим тары или закрытого кузова, относятся зерно, сельскохозяйственные грузы, а также такие важные промышленные материалы, как уголь и песок.

Перемещение таких грузов требует точного соблюдения правил, снижающих риски и повышающих эффективность. Рассмотрим основные положения правил перевозки насыпных грузов и их роль в автомобильной логистике.

Типы насыпных грузов и их особенности

Насыпные грузы обладают различными характеристиками. Они делятся на две категории: "навалочные" и "насыпные". Первые высыпаются без посторонней помощи, а для вторых требуются специализированные разгрузочные механизмы:

  1. Соль: Мелкозернистая и сыпучая. Требуется влагостойкая упаковка для предотвращения комкования при транспортировке.
  2. Сахар: Гранулированный и сыпучий. Чувствителен к воздействию влаги, что требует осторожного обращения и использования контейнеров с контролем влажности.
  3. Керамзит: Легкий и гранулированный. Требуется надежная упаковка, особенно при автомобильных перевозках.
  4. Уголь: От мелкого порошка до крупных кусков. Необходимы меры по пылеподавлению, а для предотвращения загрязнения могут потребоваться закрытые кузовы или тент.
  5. Почва: Рыхлая, переменного состава. Грунт может уплотняться при транспортировке, что влияет на объем груза.
  6. Зерно: Мелкие, отдельные частицы. При вибрациях и тряске может сыпаться. Нужен герметичный кузов и тент. 
  7. Различные удобрения: Разнообразные, от порошков до гранул. Некоторые удобрения могут провоцировать коррозии, поэтому нужно выбирать кузов с нержавеющим покрытием.
  8. Щебень: Неправильная форма и крупная фракция. Может царапать контейнер, оставлять сколы.
  9. Песок: Мелкий и зернистый, сыпучий. Нужен тент и герметичный кузов.

Основные правила перевозки инертных грузов

Перевозка насыпных грузов регламентируется уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Сюда входят такие требования, как: 

  1. Поверхность сыпучего материала не должна превышать уровень бортов кузова транспортного средства. Это предотвращает риск просыпания материала на дорогу во время транспортировки.
  2. Необходимо использовать специальное покрытие (навес или тент). Это снижает риск просыпания груза и предотвращает риск ДТП.
  3. Запрещается перевозка сыпучих грузов без контейнера. Контейнер обеспечивает герметичность, способствуя безопасности дорожного движения и сохранению целостности груза.
  4. Масса перевозимого груза не должна превышать грузоподъемность транспорта. Чтобы предотвратить перегрузку, сохранить безопасность и устойчивость транспортного средства.

 

Технические аспекты перевозки насыпных грузов

Транспортировка сыпучих материалов требует применения специализированных автомобилей, соответствующих типу груза:

  1. Самосвалы: Оснащены гидравлическими системами для разгрузки, особое внимание уделяется надежному креплению тента и его герметичности при транспортировке.
  2. Контейнеровозы: Тягачи с платформами для установки контейнеров, требующие тщательного контроля швов для предотвращения утечки груза.

 

Законодательство и лицензирование

Законодательство регулирует перевозку сыпучих грузов и требует соблюдения нормативных требований:

  1. Грузоподъемность: Соблюдение установленной грузоподъемности (6 тонн для продовольственных грузов, 12 тонн для прочих) в соответствии с разделом 26 "Правил перевозки насыпных грузов".
  2. Планирование маршрутов: Логисты должны своевременно разрабатывать маршруты в соответствии с нормативными требованиями.

К документации выставляются такие требования: 

  1. Водители должны иметь при себе документы, в том числе товарно-транспортную накладную, договор перевозки (для конкретных организаций), письменные подтверждения из пунктов погрузки и разгрузки.
  2. Запрещается декларирование стоимости перевозимых материалов. Постановление № 272 (15.04.2011). Вместо этого достаточно опломбировать транспортное средство.
  3. Для перевозки некоторых видов сыпучих грузов может потребоваться получение специальных лицензий и разрешений.
  4. Организации, занимающиеся перевозкой сыпучих грузов, должны иметь лицензию.

За несоблюдение этих требований законом предусмотрены санкции по статье 12. 21 КоАП:

  • Не проводится осмотр груза перед отправкой 
    • Водитель - 500 руб.
    • Должностное лицо - от 2 до 5 тыс. руб.
    • Юрлицо - до 300 тыс. руб.
  • Опасная ситуация, вызванная неправильной перевозкой
    • Водитель - 5 - 10 тыс. руб.
    • Должностное лицо - 20 - 25 тыс. руб.
    • Юрлицо - 300 - 400 тыс. руб.
  • Нарушение ПДД
    • Водитель - 500 руб.
    • Должностное лицо - 2 - 5 тыс. руб.
    • Юрлицо - до 300 тыс. руб.

Особенности перевозки на различных типах дорог

Передвижение по разнообразным дорогам требует тщательного учета особенностей транспортировки сыпучих материалов. Рекомендации включают тщательное планирование маршрутов в соответствии с типами дорог:

  1. Автомобильные дороги: Приоритет отдается надежной фиксации груза и соблюдению скоростного режима для безопасной транспортировки на дальние расстояния.
  2. Трассы: Передвигаться по загруженным участкам нужно с осторожностью, контролируя скорость и маневренность. 
  3. Бездорожье: Подбирать транспортные средства для работы в условиях пересеченной местности, обеспечивая устойчивость автомобиля и целостность груза.

Будущее перевозки насыпных грузов

В перспективе технологический прогресс обещает произвести революцию в сфере перевозок сыпучих грузов. Автоматизация с помощью автономных технологий обеспечивает повышенную безопасность и эффективность, а интеллектуальная логистика с использованием аналитики данных оптимизирует отслеживание и маршруты в режиме реального времени. Будущее отрасли предполагает двойное внимание к экологическим и экономическим аспектам. 

В заключение следует отметить, что будущее перевозок сыпучих грузов зависит от внедрения инноваций, соблюдения нормативных требований, обеспечения безопасности дорожного движения и дальнейшего роста и устойчивости отрасли.

Интересные статьи