Разрешение на перевозку крупногабаритного груза

Дата
16 сентября 2023 г.

Транспортировка нестандартных товаров - не самая простая задача. Во многом она усложняется именно из-за необходимости получать специальное разрешение на перевозку крупногабаритных грузов. Однако, какой бы изматывающей и долгой не была беготня с бумажками, необходимость в ней есть. И дело тут не только в требованиях закона, а в безопасности реальных живых людей и других транспортных средств, которые будут находиться рядом.

Если размеры товара выходят за рамки стандарта, не помещаются в грузовое отделение и торчат во все стороны - велик риск того, что именно эти выступающие части и станут причиной аварии. Например, сам экспедитор может неверно рассчитать габариты и задеть дорожный столб или не проехать под низким мостом.

Большую роль играет и вес такого груза - как правило, он тоже выходит за пределы стандарта. В этом случае осуществлять провоз товара можно не по всем дорогам - обычно полотно не рассчитано на такую нагрузку. Перевес ускорит износ асфальта, приведет к трещинам и ямам. А на такой дороге риск ДТП и серьезных травм в них стремительно увеличивается.

В данной статье мы объясним, как получить разрешение на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов и какие санкции может повлечь его отсутствие. Кроме того - обсудим, как влияет крупногабаритный груз на дорожную безопасность.

Определение крупногабаритного груза

Прежде всего, необходимо разобраться с тем, что именно понимается под крупногабаритным грузом. Согласно актуальным отечественным нормативам, в эту категорию попадает товар, размеры которого больше, чем транспорт, в котором он будет перевозиться. Как правило, речь идет о превышении длины в 12 метров для одиночного транспорта и 20 метров - для автопоезда, высоты от асфальта в 4 метра и ширины в 2,55 метра. Кроме того, большое значение имеет и суммарная масса. Вес груженого автотранспорта не должен выходить за 38 тонн.

При этом не стоит путать крупногабаритный груз с тяжеловесным и длинномерным. В первом случае размеры товара могут и вписываться в норму, но вес будет больше допустимого. А во втором речь не идет ни о весе, ни обо всех габаритах. Значение имеет только то, что предмет выступает за задний борт транспорта больше, чем на 2 метра. С другой стороны, груз нередко попадает под несколько категорий одновременно. Например, он может оказаться и крупногабаритным, и тяжеловесным. Такие товары невозможно перевезти в чем-либо закрытом - контейнере, автомобильном кузове и так далее. Чаще всего в эту группу попадает:

  • сельхозтехника
  • оборудование для бурения
  • спецтехника для работы в карьерах
  • некоторые стройматериалы
  • цистерны
  • трансформаторные установки
     

Законодательные нормативы и требования

Подобного рода груз тяжело представить на борту самолета или в железнодорожном составе. Поэтому в подавляющем большинстве случаев транспортировать его приходится именно автомобильным транспортом. При этом вес и параметры предметов могут вызвать дополнительные сложности на дороге - как для перевозчика, так и для других водителей.

Очевидно, что в такой ситуации становится необходимой дополнительная регламентация процесса. Поэтому перевозку крупногабаритного груза регламентируют сразу несколько документов. Прежде всего речь, конечно, идет о ПДД, в которых обозначены основные требования к автомобилю и водителю, участвующим в перемещении таких товаров. Но помимо этого документа есть еще несколько:

  • Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта
  • Правительственное постановление от 21 декабря 2020 года
  • Порядок выдачи спецразрешения от Росавтодора
  • Приказ Минтранса РФ от 31 августа 2020 года

Впрочем, и этот список в полном смысле исчерпывающем назвать нельзя. Например, бумага Минтранса, посвященная требованиям к перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов и движению таких же автомобилей, ссылается на регламент Таможенного союза.

Сам регламент, по большому счету, содержит требования по габаритам, которые мы указывали немного выше. Однако более подробно описывает, какие детали ТС не учитываются при замере. Например, измеряя ширину, не нужно брать в расчет брызговики, таможенную пломбировку и крепления тента.

Процедура получения разрешения

Чтобы запустить процесс выдачи разрешения на перевозку крупногабаритных грузов, нужно подать соответствующее заявление. Делает это владелец транспорта или его законный представитель. При этом от того, куда и как поедет груз, зависит и то, в какое ведомство нужно относить документ.

Специфика маршрута

Ведомство или организация

  • проходит по федеральным трассам

ИЛИ

  • проходит по 2 и более регионам РФ

Росавтодор

  • не проходит по федеральным трассам
  • машина поедет по дорогам регионального или межмуниципального значения, которые захватывают от 2 регионов РФ

органы исполнительной власти субъекта РФ

  • проходит по местным дорогам муниципального района
  • дороги располагаются на территории нескольких поселений внутри одного района
  • маршрут не выходит на федеральные, региональные, межмуниципальные трассы

местное самоуправление МР

  • ТС поедет по дороге поселения местного значения
  • маршрут или его часть не проходит по трассам другого значения

местное самоуправление поселения

  • проходит только по дороге городского округа, имеющей местное значение

окружное самоуправление

  • проложен по частной дороге

собственник этой дороги

Соответственно, если разные части вашего маршрута попадают в разные категории - потребуется несколько заявлений на разрешение перевозки крупногабаритного груза.

Особенности перевозки крупногабаритного груза

Тяжело и громоздко груженый транспорт на дороге заметно увеличивает риск ДТП. Поэтому перевозчик обязан сделать все от него зависящее для того, чтобы этот риск уменьшить. В первую очередь это касается скоростного режима. Какие бы короткие сроки ни были у заказа, ехать быстрее 60 км/ч не разрешается. А на мостах и вовсе придется замедлиться до 15 км/ч.

Большое значение имеет и техническая исправность транспорта. В особенности - тормозных систем. Важно, чтобы основные тормоза были в идеальном состоянии, а на экстренный случай имелся запасной способ остановить машину.

Однако куда важнее надежно и качественно закрепить груз. Потому что, если крупногабаритный товар выпадет на дорогу даже на низкой скорости - аварии не избежать. И хорошо если проблема будет только в поврежденных автомобилях и столбах. Но пострадать могут и люди. Поэтому корректное использование креплений проверяется не только перед выездом из точки А. Смотреть, не раскрутилось и не отвязалось ли что-нибудь, водитель должен на каждой остановке по маршруту.

Кроме того, в некоторых случаях грузовому автомобилю может потребоваться сопровождение одной или нескольких машин ГИБДД. Этот вопрос решается во время согласования маршрута с Госавтоинспекцией.

Преимущества и ограничения разрешения на перевозку

Большинству перевозчиков хорошо понятны все минусы обязательного получения разрешения. Это отнимает дополнительное время, обрекает на не самый простой диалог с уполномоченными инстанциями и сопряжено с огромным количеством формализма. За время, которое было потрачено на оформление бумажки, иногда можно было бы успеть доставить груз, а то и несколько раз.

Однако у такого подхода к перевозке есть и плюсы, пусть и не настолько очевидные. Прежде всего - это гарантия безопасности как вашего водителя, так и всех, кто будет находиться неподалеку. Неукоснительное следование правилам поможет избежать и трагедий, и простых задержек с убытками из-за повреждения или утраты груза.

Кроме того, ответственный перевозчик и сам стремится сделать все на совесть. А требования, которые нужно выполнить для получения разрешения на перевозку крупногабаритного груза, по сути лишний раз структурируют и тщательно контролируют весь перечень приготовлений.

Заключение

Перевозка крупногабаритных грузов - это всегда задачка со звездочкой. Их сложнее транспортировать безопасно. Поэтому задача компании-перевозчика и экспедитора - сделать все, чтобы избежать происшествий. Любая небрежность - в подборе крепежа, укладке груза, соблюдении скоростного режима - может обернуться серьезным ДТП.

И хотя сегодня процедуру получения разрешения сложно назвать простой и удобной, надежда на улучшение ситуации есть. Так, Росавтодор опубликовал Транспортную стратегию государства до 2030 года. В ней упоминается применение сервисной модели “Груз как услуга”, которая позволит собирать и агрегировать данные о перевозчиках и перевозках в режиме реального времени. Там же говорится и о возможности получения разрешений в электронном виде в “режиме одного окна”.

Интересные статьи