Требования к упаковке груза: обеспечение безопасности и эффективности транспортировки

Дата
18 августа 2023 г.

Грамотная упаковка груза - ключевой аспект его корректной транспортировки. От того, насколько это соответствующий регламенту процесс, зависит не только целостность перевозимого товара. С упаковкой напрямую связана, например, безопасность персонала компании-перевозчика, других участников дорожного движения и даже случайно оказавшихся рядом людей.

Например, если вы решите перевозить хрустальные сервизы, просто составив их друг на друга - груз наверняка разобьется. А осколки, которые разлетятся во все стороны на большой скорости (особенно если мы говорим о железнодорожной перевозке), могут серьезно травмировать любого, кто по случайности окажется неподалеку. Кроме того, экстренная ситуация станет причиной задержек, оформления дополнительных бумаг и, само собой, нежелательных убытков для всех сторон.

В этом тексте мы расскажем о том, как и во что стоит упаковывать груз, чтобы тот благополучно добрался до получателя. Также расскажем, какие есть требования к упаковке и маркировке груза, обсудим тонкости соблюдения актуальных нормативов.

Защита от механических воздействий

Очевидно, что упаковка нужна не только для эстетического оформления товара. Она выполняет весьма конкретную функцию - позволяет продукции не испортиться и не повредиться. Поэтому и требования к упаковке груза при перевозке весьма однозначные.

Важно позаботиться о том, чтобы перевозка проходила с использованием, например, амортизирующих материалов и уплотнителей. 

Подходить к выбору таких материалов тоже нужно с умом. Следует учитывать материал, из которого выполнен груз, его размеры и негабаритность (если она имеет место). Например, для небольших предметов подойдет поролон. А, скажем, бытовую технику обычно перевозят с использованием пенопласта - это бюджетный материал, но позволяющий вместе с тем уберечь товар от царапин и вмятин. Широко используется и воздушно-пузырчатая пленка.

Кроме того, не стоит устанавливать груз так, чтобы осталось много свободного пространства в грузовом транспорте. Любая неровность дорожного полотна, турбулентность при воздушной перевозке или крутой поворот в этом случае почти неизбежно приведут к повреждению перевозимого груза. Если в вагоне, кузове, грузовом отсеке к началу перевозки осталось в избытке свободного места - воспользуйтесь уплотнителями. Они заполнят пустоты и не дадут коробкам и ящикам свободно перемещаться в пространстве. С этой ролью неплохо справляется обычный картон. Также можно использовать пенообразные герметики, вспененный полиэтилен или полистирол в гранулах.


Благополучная грузоперевозка зависит также и от того, насколько грамотно специалисты подберут для товара саму упаковку. Тут тоже придется оглядываться на требования к упаковке груза. Крайне важно учесть и обеспечить партии упаковку должной жесткости и прочности - это позволит избежать повреждений груза или его приведения в негодность.

Например, напитки в стеклянной таре необходимо транспортировать с использованием сотообразных перегородок из гофрированного картона. Такие жесткие “ячейки” амортизируют вибрацию во время движения и не дают таре биться друг об друга.

 

В жесткой упаковке - цистернах, обрешетке, деревянных ящиках и так далее - необходимо перевозить все, что имеет высокую ценность, что легко поцарапать или проколоть и что легко меняет форму. Например, какое-либо хрупкое оборудование, жидкие грузы, неразборная мебель.

Правильная фиксация груза

Еще одна гарантия того, что груз не будет “гулять” от стенки к стенке - фиксация как внутри упаковки, так и поверх нее. Сегодня самыми распространенными средствам фиксации являются:

  • стяжные ремни и стропы
  • крепежные сети распорные штанги паллеты пневмооболочка

Фиксация груза даст экспедитору гарантию, что тот останется на своем месте на протяжении всего маршрута. А значит, удастся избежать незапланированного переноса всего веса на одну сторону и создания из-за этого аварийных ситуаций. Кроме того, закрепленный груз точно не выпадет где-нибудь по пути, не перевернется и не деформируется.

Внутри самой упаковки практичнее всего использовать разного рода амортизирующие материалы - о них мы писали выше. Заполнение пустого пространства в коробке или ящике не даст находящимся в них предметам перемещаться, биться и тереться о стенки своей упаковки. Мы также советуем воспользоваться несколькими теническими хитростями:

  • склонный к царапинам груз - например, мебель, - при перевозке в жесткой упаковке дополнительно обернуть упаковочной бумагой или стрейч-пленкой
  • все съемные детали перед упаковкой лучше снять и упаковать как отдельную единицу
  • несъемные детали без жесткой фиксации (вращающиеся, болтающиеся и т.д.) дополнительно зафиксировать стропами или ремнями

Маркировка и идентификация

Маркировка несет в себе важную информацию о грузе - например, указывает, в каких условиях требуется его перевозить. В России существует стандарт – ГОСТ 14192-96. Он регламентирует все аспекты маркирования груза. Базова маркировка делится на несколько видов:

 

Вид маркировки

Описание

Без тары

Используется для грузов, транспортируемых без упаковки. Ставится на каждую единицу товара.

Транспортная

Ставится на грузовое место. При перевозке в вагоне или контейнере сообщает только о весе груза. Выполняется из бумаги, картона, фанеры или металла.

Манипуляционная

Делают контрастно - например, черный рисунок на белом фоне. Рекомендовано избегать цветов, которые традиционно обозначают опасный груз. Нужны, чтобы обозначить условия перевозки.

 

Все тот же ГОСТ требует, чтобы на упаковке обозначалась вся важная информация о находящемся внутри грузе - например, адрес доставки, габариты, условия хранения. 

Всего существует 4 категории надписей: основные, дополнительные, информационные и манипуляционные. О последних мы уже писали чуть выше. Теперь более подробно - об оставшихся трех.

 

Категория маркировки

Какие данные содержит

Основная маркировка

Сведения о конечном адресе и самом получателе. При перевозке сборных грузов также вписываются порядковые номера и число единиц.

Дополнительная маркировка

Информация об отправителе, включая адрес, реквизиты перевозчика.

Информационная маркировка

Данные о габаритах в см, вес и суммарное число единиц товара внутри упаковки.

 

Не менее внимательно следует отнестись и к маркировке особых грузов. Например, обязательно прикрепить специальную наклейку на хрупкий товар, промаркировать живой и скоропортящийся груз. Отдельно обозначаются негабаритные, тяжеловесные и свисающие грузы.

Соблюдение нормативных требований и стандартов

Крайне важно, чтобы информация на упаковке соответствовала тому, что лежит внутри нее. Также необходимо, чтобы сама упаковка отвечала всем существующим ГОСТам и нормативам - актуальные требования лучше перепроверить перед тем, как упаковывать груз. Требования могли смениться совсем недавно и информация просто не успела дойти до вас.

Если вы планируете отправлять груз за пределы страны - внимательно изучите международные упаковочные стандарты и узнайте, какие требования предъявляются к упаковке грузов именно в вашем случае. Например, по правилам обязательно требуется, чтобы упаковка не имела видимых повреждений и доступа к вложению (имеются в виду, например, сквозные дырки в картонных коробках), была сухой и чистой. Все, что вы положите в потрепанную, рваную, не гарантирующую сохранность груза упаковку, принято не будет. Кроме того, международные стандарты не предусматривают транспортировку в мягкой упаковке - она считается слишком ненадежной.

Заключение

Кратко подведем итоги. Упаковка играет колоссальную роль в вопросе сохранности груза и корректности его перевозки. Выбор подходящего материала и типа упаковки нивелирует риск повреждений товара из-за вибраций или соприкосновения единиц продукции друг с другом. А грамотная маркировка позволит обеим сторонам сделки быть уверенными в том, что предмет их договора не только доедет в срок, но и прибудет в пригодном для использования или реализации состоянии - например, продукты питания не испортятся, живой груз не погибнет от жары и так далее.

Мы настоятельно рекомендуем предпринимателям не руководствоваться только идеями экономии при выборе упаковки. Не стоит из всех допустимых вариантов выбирать один только потому что он стоит меньше всего. Подойдите к вопросу со всей ответственностью, изучите все аспекты - и остановитесь на том варианте, который дает самую надежную гарантию сохранности груза.

Интересные статьи